Испытываем «Визир» на точность и прочность 47

Автодевайс Анонсы новостей

28.01.2011

Радар ВизирИнспекторы ГИБДД в Нижнем Новгороде вооружились мобильными рациолокационными системами – видеофиксирующими измерителями скорости «Визир». Это достаточно новые скоростемеры отечественной разработки. В настоящее время они находятся на вооружении ГАИ. Система была опробована в Санкт-Петербурге, Москве, Казани и других городах.

Скоростемер «Визир» совмещает в себе цифровую видеокамеру, способную работать в режиме «фотофиксации», и милицейский радар. Устройство обладает большим набором функций. Однако, всё-таки основная из них – замер скорости автомобиля. Заранее выбираются настройки прибора: направление обследования, допустимый порог скорости, алгоритм фиксации объекта. После этого «Визир» сам выявляет водителя-нарушителя и сообщает об этом. Автоинспектору следует только нажать на специальную кнопку. После этого произойдёт фиксация нарушения ПДД. Информация просматривается как небольшой видеоролик или выводится в виде фотографии. У автоинспектора есть два возможных варианта последующих действий. Первый – он останавливает нарушителя жезлом, предоставляет ему сделанную фотографию машины (с отмеченной скоростью). После этого сотрудник ГИБДД на месте выписывает протокол об административном правонарушении.

Другой вариант – он по регистрационному номеру определяет хозяина автомобиля, и посылает по почте на адрес его прописки постановление об обязательной уплате штрафа и (к постановлению прилагается квитанция). Если всё-таки взыскание не будет оплачено, тогда к делу подключаются исполнительные службы. 

Такие извещения ГИБДД в народе получили название «письма счастья». В них содержится много важной информации: сведения об автоинспекторе, составившем протокол, время и место нарушения ПДД, государственный регистрационный номер машины водителя, а также серийный номер скоростемера «Визир». К этому прилагается фотоотчёт, содержащий одну или несколько фотографий. Чтобы правонарушитель вовремя получил информацию, отправляют именно заказное письмо. Если владелец машины соглашается с предъявленным извещением, ему следует оплатить квитанцию в течение 15 дней.

Однако такая схема проработала полгода и показала, что «дистационное наложение штрафов» (по фотографии и отправленному постановлению) плохо подлежит контролю. Составляя административный протокол на месте, инспектор ГИБДД, выписывает «взыскательную бумагу» непосредственно на человека, который сидел за рулём. «Письмо счастья», наоборот, отправляют на почтовый адрес хозяина машины. Автомобиль же мог быть доверен совсем другому человеку или вовсе продан по доверенности.

Тем не менее, суть не только в этой проблеме. «Визир» имеет несколько недостатков, допущенных при разработке. Они отчётливо проявляются во время использования устройства. Геометрические параметры зоны действия прибора и видеокамеры не совпадают. Радар может определять нарушения уже на расстоянии 400 м, а видеокамера – только с 80 м. Из-за этого зафиксированная скорость может принадлежать не тому автомобилю, а другому – следовавшему за ним впереди или сзади. Другой недостаток начинает проявляться при работе в режиме «Ближняя цель». Устройство выявляет машину, от которой радар фиксирует отраженный сигнал максимальной мощности. Она прямо зависит от эффективной отражающей поверхности объекта (ЭОП) и расстояния до него. Таким образом, если прибор функционирует в таком режиме и одновременно наблюдает за двумя объектами (ТС), то преимущества получит цель, имеющая максимальную отражающую поверхность. К примеру, «Визир» остановит свой взгляд на микроавтобусе, а не идущим рядом с ним жигули. ЭОП автомобиля, кроме площади сечения и других измерительных параметров, зависит от радиоотражающих качеств материала, из которого сделана машина, и ориентированности кузова на приём сигналов от антенны скоростемера. Значит, возможны условия, когда жигули и микроавтобус будут обладать равными ЭОП.

В теории можно избежать подобных ошибок, следуя всем инструкциям по эксплуатации прибора. Однако нет точной гарантии, что все сотрудники ГАИ умеют правильно использовать «Визир». Могут ли автоинспекторы применять недостатки радара в корыстных целях? – тоже проблемный вопрос. 

Чтобы на практике оценить возможности и погрешности «Визира», мы купили радар и создали имитацию нескольких дорожных ситуаций. Все условия достоверно приближены к реальным. Для получения достоверных результатов мы взяли машины, обладающие разной ЭОП: кроссоверы  (Land Rover Freelander и Nissan X–Trail) и хэтчбек (Kia c‘eed).

Все сведения фиксируются в видеоформате, чтобы при необходимости просмотреть важные для эксперимента кадры. 


Эксперимент 1. В городском потоке


Два автомобиля едут на скорости 60 км/ч, следуя друг за другом по крайней левой полосе. Их обгоняет машина слева, идущая где-то около 110 км/ч. В настройках «Визира» задана «Ближняя цель» - значит, прибор определяет скорость самого ближнего по отношению к нему объекта. 

Land Rover Freelander обогнал обе машины, после этого радар зафиксировал его скорость. Она составила 108 км/ч. Полученные результаты верны. Но так и непонятно, кому принадлежала скорость в 60 км/ч?

Устройство снова функционирует в режиме «Ближайшая цель». Land Rover едет на большой скорости. «Визир» его зафиксировал уже после того, как тот обогнал Kia и Nissan. Скорость кроссовера определена правильно: он мчался 108 км/ч. Однако опять неясно, какой из автомобилей (Kia или Nissan) имел скорость 58 км/ч (этот показатель высветился на экране на 2 секунды раньше).

Изменяем режим Визиря на «Быстрейшая цель». Теперь «Визир» обязан фиксировать самый быстро движущийся автомобиль. Здесь возникает неожиданный сбой: машины едут, равномерно распределяясь по ширине дороги, радар определяет все машины, но его показания смешиваются. На дисплее появляются то одни, то другие цифры: 70км/ч, 100 км/ч, снова 70 км/ч. Данные меняются через несколько секунд, хотя ни одна машина так резко изменить скорость не может.

Условия остаются прежними, прибор также работает, определяя «Быстрейшую цель». Опять показания скачут друг за другом: 105 км/ч, 61 км/ч, 112 км/ч. Снова неясно, какая скорость какому автомобиля принадлежит. В теории всё должно проходить иначе: прибор должен установить Land Rover и зафиксировать его как самый быстрый объект.

Подводим итог: когда «Визир» может проводить мониторинг сразу нескольких автомобилей, радар фиксирует и выдаёт скорость любой из машин (исходя из выбранного режима работы и ЭОП определяемых ТС). Определить, кому какая скорость принадлежит невозможно.

Таким образом, когда в поле зрения «Визира» попадает несколько автомобилей сразу, то прибор может зафиксировать скорость любого из них — в зависимости от выбранного режима работы и ЭОП автомобилей. И определить, какому именно автомобилю принадлежит указанная скорость «Визиру» не под силу.


Эксперимент 2. Визуальный обман



Часто возникают ситуации, когда на снимках, сделанных автоинспектором для фотоотчёта, встречаются объекты, которые едут с невозможной для них скоростью. К примеру, как может двигаться АЗС, да ещё со скоростью 73 км/ч?

Недалеко от радара стоит хэтчбек (расстояние между ними 50 м). Второй автомобиль двигается со скоростью 100 км/ч, находясь от «Визира» в порядке 400 м. Эту скорость и определяет радар, тогда как сама машина ещё не достигла его поля зрения. Подводим необычный итог. «Визир» пытается доказать нам, что стоящая машина (например, перед пешеходным переходом), едет со скоростью 97 км/ч. Устройство одинаково ошибается при эксплуатации в обоих режимах.

На первом снимке то, что фиксирует «Визир»…    а вот, что видит наш фотокорреспондент 



Эксперимент 3. Едем вдогонку в «патрульном режиме»



Во время съёмки в патрульной милицейской машине «Визир» может пропустить нарушителя.

Устройство определяет скоростной режим машины, двигающейся впереди, не уделяя внимания наиболее быстрому по скорости автомобилю на соседней полосе. 

Устроим опыт. Патрульная милицейская машина и контрольный автомобиль едут со скоростью 50 км/ч, находясь в 45 м друг от друга. Они движутся в попутном направлении.

«Визир» без особого труда определяет текущую скорость автомобиля, находящегося впереди, а также скорость патрульной машины (выводит их на экран монитора). 

Эксперимент усложняется. Два вышеуказанных автомобиля обгоняет третий. Он движется с более высокой скоростью, чем его соседи. Однако «Визир» выводит скорость автомобиля, который расположен именно рядом с ним, и пропускает машину, мчащуюся «на всех парах» по соседней полосе.


Эксперимент 4. Проверяем Визир «на встречке»

Сделаем замер на встречном направлении. Милицейская машина едет со скорость 50 км/ч, а контролируемая - 60 км/ч. Работая в «Патрульном режиме», прибор не делает ошибок: определяет скорость патрульного автомобиля и точно замеряет скорость встречной машины. 

Вдруг дорожный инспектор ошибся и включил режим «Стационарной работы». Тут снова прибор выдаёт неправильные данные: он просто складывает или минусует скорости патрульной и контрольной машин. Например, один раз «Визир» определяет скорость 90 км/ч (на самом деле скорость была 60 км/ч), в другой – на дисплее высветилось 35 км/ч (однако, с таким скоростным режимом не ехал ни один автомобиль).

При разных направлениях движения в «Патрульном режиме» радар правильно определяет и фиксирует скорость автомобиля, идущего по встречной полосе, - 63 км/ч. Опять-таки при «Стационарном режиме» показания прибора могут быть ошибочны. «Визир» снова складывает скорости – в сумме выдаёт 90 км/ч.

Примем к сведению, что делать замеры скорости в «стационарном режиме» не полагается по инструкции. Этот режим не должен применяться при работе ГИБДД. Однако кто может запретить автоинспектору отслеживать мнимых нарушителей и выполнять план, делая так, как продемонстрировали мы? Техника, которую имеют на вооружении сотрудники милиции, не исключает возможности неточной работы. Измерители скорости, кроме прочего, не застрахованы от фальсификации определяемых сведений.

Одно возможное препятствие для мошенничества подобного рода – измерение скорости патрульной машины. Сведения фиксируются на мониторе радара и сохраняются в отчёте.

Но и здесь точно не распознаешь, в каком режиме проводил замеры автоинспектор: при желании «Визир» устанавливается в таком положении, что части машины, в том числе и лобовое стекло, нельзя увидеть. Результат таких действий – фотография выходит как будто с обочины. И ничего никому не докажешь! 

Проделанные нами опыты приводят в выводу о том, что радиолокационный видеозаписывающий скоростемер «Визир» - сложное, неоднозначное и серьёзное техническое устройство. Однако назвать его идеальным измерителем нельзя. В устройстве имеются существенные недостатки: повышенная ширина отражённого луча, несоответствие зоны действия оптического (видеокамера) и радиолокационного сигналов. Всё это приводит к неправильным «замерам»: радар фиксирует скорость одного автомобиля, а она принадлежит другому, теряется в потоке машина, не улавливает самый быстрый объект и т.д. Можно избежать ошибок подобного рода, если использовать «Визир» строго по инструкции, а при необходимости – принимать сторону водителя: об этом нам говорит презумпция невиновности .

Анонсы новостей
Онлайн консультант
Онлайн консультант
Он-лайн консультант
Здравствуйте.
Мы готовы ответить на ваш вопрос.
Представьтесь
Ваше сообщение
Онлайн консультант
Он-лайн консультант
Завершить разговор